Хаски-терапия: Наш день
- Опубликовано в Клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро
Фонд «Клуб «Приключение» российских путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро, в рамках проекта «Хаски-терапия: Идём в поход!» грантовой программы социальной сферы «Москва – добрый город», провёл демонстрационное канистерапевтическое занятие в Социальном доме «Москворечье». Команда проекта: канистерапевт Наталья Акимова, психолог Анастасия Волкова, кинолог Анастасия Булатова; собаки породы хаски: Буцефал, Келли, и лабрадор Дана.
Наступила осень. На смену густым зелёным кронам деревьев постепенно приходят яркие жёлтые и багряно-красные листья. Погода бывает непредсказуемо пасмурной и дождливой, поэтому мы с коллегами продумали, как провести канистерапевтические занятия в помещении. Но в новостных каналах передали: «Антициклон принесёт небывалое за столетие тепло, к выходным в московском регионе может потеплеть до 22 – 27». Мы возликовали: погода позволит комфортно провести время на свежем воздухе. Пребывание на свежем воздухе в принципе полезно, а в компании четвероногих друзей хаски – вдвойне.
В ожидании проживающих, расположились на живописной лужайке: Буцефал и Келли занялись обнюхиванием территории, Дана заводила новых друзей. Первой жертвой обаяния и общительности Даны стала молодая девушка по имени Катя. Летом Катя полностью прошла нашу трёхэтапную туристическую программу в Хаски-парке, показав себя, ответственной и готовой в любую минуту прийти на выручку. Сегодня девушка с удовольствием взялась за роль нашей помощницы: следила за состоянием псов, поила, оберегала их от чрезмерного внимания в период отдыха. Она даже стала полноценным ведущим мини-площадки под названием «Игры с Даной»: там собака самостоятельно отыскала большую палку, и, довольная, бегала вокруг участников, тем самым приглашая их присоединиться. Как вышло, что проживающая социального дома стала ведущим канис-площадки? Все просто: Екатерина не только превосходно выучила все самые важные правила поведения при контакте с собакой, но и активно применяла полученные навыки на практике. А самое главное—ей доставляло особенное удовлетворение учить этому других, поэтому мы дали ей такую возможность. Теперь девушка могла контролировать и подсказывать остальным проживающим, как безопасно выстроить коммуникацию с животным во время игры.
— Видишь, Дана легла и часто дышит. Значит, устала бегать. Нужно предложить ей попить, — поучает Катя кого-то на лужайке,— Вот, молодец, погляди, как завиляла хвостом! Значит- радуется,— продолжает она.
Дана – заводила
Такого рода площадка не входила в наши планы – она образовалась сама собой. Но видя, как проживающим нравится взаимодействовать с собакой, мы не стали ни в чём препятствовать.
Тем временем Буцефал и Келли получали порцию нежности от других проживающих.
– Это у нас самые тяжёлые ребята, – сообщила сотрудник Социального дома, заботливо усаживая шестерых парней на скамейку.
Нежности для Буцефала.
Некоторые из них сразу потянулись обнимать собак, некоторые держали друг друга за руки, не осмеливаясь приблизиться.
– Если страшно гладить, пошли пройдёмся, будете держать собаку за поводок, – предлагаю я.
Ребята сначала не поняли, что нужно делать. Но после того, как поводок был вложен в руку, а Келли потянула вперёд, парни расцвели: хохотали, хлопали в ладоши и прыгали от радости. Когда мы вернулись после прогулки, от страха не осталось и следа.
Прогулка с Келли.
– Посмотрите на Мирона, как хорошо себя ведёт, – воодушевлено произнесла сопровождающая.
– А как он обычно себя ведёт? – уточнила я.
– Мирон довольно эксцентричный паренёк. Как правило он просто неуправляемый. Но сейчас, весь сосредоточен на собаке, приковано всё внимание. Спокойный, не капризничает. Такое поведение для него – не свойственно.
Мирон действительно не отходил от Келли, и при любом удобным случае плюхался на землю, чтобы повнимательней ее изучить. Он часто заглядывал собаке в глаза, будто завороженный, а в ответ получал поцелуй мокрым носом. В ином случае я бы решила, что Мирон никогда не встречался с собаками, от того и возник интерес с таким несвойственным поведением. Но тут сопровождающая сообщает:
— К нам еще приезжают другие собаки, и на этой площадке собирается довольно много людей. Я тоже привожу свою группу «тяжелых» ребят, но мы всегда остаемся в стороне от этого праздника жизни. А сегодня прямо наш день! Приезжайте почаще, а?
Значит, собак паренек видел, и даже каким-то образом контактировал. Да и мы приехали не с одной только Келли, но одна она заинтересовала его. Чем? Никому неизвестно, и Мирон вряд ли этим поделится, потому что не умеет разговаривать. Интересно, когда мы приедем снова, они вспомнят друг друга?
А.Волкова, психолог.